Введение в математику

Важно знать, чем отличается методика обучения математике в младшей, средней  и старшей  возрастных группах.

В 3-4 года дети учатся находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет; учатся сравнивать  группы, содержащие до 5-ти предметов; учатся считать в пределах 5 в прямом порядке.

Занятие для малышей строится таким образом : вводится игровая ситуация, в ней создаётся затруднение, детям открывается новое знание, оно включается в систему знаний ребёнка и повторяется.

В 4-5 лет дети к концу обучения умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия  двух предметов по форме, цвету и размеру, продолжают ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком. Находят «лишний» предмет в группе. Умеют считать до 10 в прямом и обратном порядке. Умеют сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Умеют определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево.)

В 5-6 лет дети научатся сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого, использовать знаки больше, меньше, =. Научатся выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10  и записывать выражения с помощью знаков +, -, =. Научатся использовать числовой отрезок для отсчитывания и присчитывания  одной или нескольких единиц. Получат представление о единицах измерения (сантиметр, литр, килограмм) и научатся измерять длину и объём. Научатся по образцу конструировать более сложные фигуры из простых  и наряду с квадратом, треугольником и кругом, узнают шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду и будут находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

В младшей  группе стараемся научиться слышать учителя и научиться принимать поставленную задачу. В средней группе много заданий на зрительное и слуховое внимание, на умение использовать сразу несколько анализаторов (например, зрительный и тактильный, слуховой и тактильный).

 

 В средней группе дети могут сами выбирать цвета карандашей при выполнении заданий. В младшей группе есть дети, которые не выполняют задания правильно, потому, что им хочется похулиганить. Если я знаю, что ребёнок различает цвета и понял задание, но ему хочется использовать красный карандаш вместо зеленого, это допускается. Тем более, что задание может быть выполнено правильно в плане внимания, логики, цвет не играет большого значения. Есть «строптивые» малыши, которые сначала абсолютно правильно выполняют задание, а потом полностью все закрашивают или перечеркивают.  Это проявление характера. Хуже, если ребёнок раскрасил всё правильно, но не понял задание.

 

  В старшей группе много упражнений на точное выполнение, в таких упражнениях  сложно проявить свои творческие способности (все- таки это введение в математику), но мы идем детям на встречу и разрешаем что-то докрасить, дорисовать, если хочется или, если остается время.

Естественно, программа, как по грамоте, так и по математике, может усложняться в зависимости от возраста и уровня группы. Также на уроках даю дополнительные задания, детям, "идущим вперед" и выполняющим  упражнения раньше.

Время от времени, раз  в два месяца,  провожу срезовые уроки, на которых  даю детям задания в игровой форме, что бы дети могли их выполнить  без моей подсказки, самостоятельно, чтобы определить, на сколько хорошо усвоен материал, нужно ли что-то повторить или можно двигаться дальше. 

Вопрос: как Вы помогаете адаптироваться ребёнку, который пришел в Кораблик детства сразу в старшую группу, не занимаясь нигде до этого?

Есть дети,  которые чувствуют себя некомфортно, если они что-то не знают, хотя уровень знаний может быть и выше среднего, а есть и такие, которых совершенно не расстраивает  то, что они не знают  букв. Таких детей бывает сложно выявить, потому что они хорошо работают в массе, отвечают на вопросы вместе со всеми, а индивидуально могут промолчать, что может являться показателем его стеснительности, а не незнания.  Если ребёнок успевает на уроке усвоить и запомнить материал, дома с ним не обязательно заниматься.

Если ребёнок пришёл в Кораблик сразу  в старшую группу и не знает букв и цифр  и не запоминает букву, которая даётся на уроке (на уроке в любом случае дается какая-то одна буква), обязательно нужно дорабатывать дома. Как правило, родителям учитель сообщает, что нужно дополнительно проработать самостоятельно.

Вопрос: нужно ли заниматься с детьми дополнительно дома.

Все дети, как и мы с вами, разные и, с теми, кто всё запоминает и усваивает на уроке, можно не заниматься. Хотя, от дополнительных занятий уровень знаний только повышается. Есть дети, с которыми обязательно нужно заниматься дома, по 15-20 минут в день (или несколько раз в неделю, но регулярно). Если малыш отказывается заниматься дома, то можно все занятия спрятать в игру, придумывая сказки. Но, в  старшей группе ребёнок должен понимать слово «надо», поэтому постепенно необходимо к этому приучать.

Очень важно – не сравнивать своего ребенка  с другими детьми, а обращать внимание на то, чего он сам достиг, на то, что у него хорошо получается и развивать интерес к новым знаниям. Развивать нужно не только чтение и счет, но и внимание, память и мышление.

Вопрос: должен ли ребёнок уметь читать и писать к школе?

Подготовка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы первого класса школы. Целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности,  самостоятельности,  коммуникативности, творческого воображения, произвольности.

По программе дети шести лет  должны складывать и вычитать до 5 с использованием счетных палочек, владеть понятиями форма, цвет, размер, уметь сравнивать. Решать устно задачи (до 5-ти), можно использовать картинки, на которых видно условие задачи (было 5 котят, 1 убежал, сколько осталось). Должен знать  часть и целое, видеть разницу.  Часть всегда меньше, чем целое, целое, соответственно, больше. Даются понятия «+» и «-».  Детям достаточно знать, что при плюсе целое увеличивается, а при минусе  -целое  уменьшается и остается часть. Это гораздо сложнее, чем просто         3-2=1, но так развивается образное мышление, изучается состав числа. Должны знать порядковый ряд  - каждое следующее число больше предыдущего на 1. (только в сторону увеличения, в сторону уменьшения  - не обязательно). Знаки – больше, меньше, +, -,=.

В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь: закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов.  Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства:  Схему звукового состава слова,  интонационное выделение звуков в слове. Учиться анализировать 4х, 5-тизвуковые слова разного состава. Знакомиться с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3-4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку.

 

По окончании курса дошкольники должны рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать. Выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.

 
Хореографическая студия

Хореографическая студия

Вокальная студия

Вокальная студия

Музыкальный театр

Музыкальный театр

Изготовление авторской куклы

Изготовление авторской куклы